ВПР проводят с 2015 года в конце учебного года по отдельным учебным предметам. Их задача - оценка уровня подготовки школьников с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
ВПР не являются государственной итоговой аттестацией. Они проводятся образовательной организацией самостоятельно, с использованием единых вариантов заданий для всей Российской Федерации, разрабатываемых на федеральном уровне в строгом соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Это диагностические работы для оценки индивидуальных достижений обучающихся.
ВПР можно сравнить с контрольными работами, традиционно проводившимися в прошлые десятилетия во многих регионах и отдельных образовательных организациях. Отличительными особенностями ВПР являются единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ обучающимися всех образовательных организаций Российской Федерации. Задания ВПР разрабатываются на федеральном уровне.
Методика позволяет получить оценку уровня знаний школьников по определённому предмету, качества работы педагогов, а также сделать сравнительный анализ общего уровня подготовленности учеников по различным учебным заведениям. Итогом исполнения указанного процесса являются решения о необходимости повышения квалификации педагогического коллектива, оказание методической помощи образовательному учреждению, выявление «слабых мест» в знаниях учеников.